ОТДЕЛ ОБЩЕГО КУРСА ФОРТЕПИАНО
За годы своего многолетнего существования отдел ОКФ, несмотря на ряд существенных изменений в составе педагогического коллектива, значительное расширение контингента учащихся, разработку новых программ, в целом, не изменил своего статуса. На протяжении 75-летней истории РСМАЛ им. Успенского ОКФ является одним из важнейших звеньев в системе музыкально-педагогического воспитания учащихся.
На сегодняшний день ОКФ является обязательным предметом для учащихся всех исполнительских отделов: струнного и духового отделов, отдел ударных и народных инструментов, национального пения и национальных инструментов, насчитывающих в общей сложности более 500 учащихся школы и лицея.
Общий курс обучения на фортепиано, рассчитанный на непрерывный 12-летний цикл, предусматривает целый комплекс задач, решаемых на каждом этапе педагогического процесса. Так, решение узкопрофессиональных задач, таких как: приспособление к инструменту, освоение игры на фортепиано, изучение различных по стилю и характеру музыкальных произведений, развития навыков ансамблевого музицирования и чтения с листа, приводят к основополагающим целям всего учебно-педагогического процесса. Это – развитие музыкальных способностей, стимулирование музыкальных интересов, развитие самостоятельности мышления и творческой инициативы, общей музыкальной грамотности и кругозора учащегося.
На сегодняшний день коллектив отдела составляют педагоги, представляющий собой целый ряд поколений. Это: Ахрарова Л.И., Осипянц И.Э., Калырова Х.Н., Рустамова Г.Н.. Михайлова В.В. – пришедшие в начале 70-х годов; Хусанова М.Г., Акбарова С.Ч., Гусева Е.В, пополнившие отдел в 80-е годы. В 2000-е годы отдел принял в свои ряды таких педагогов, как Караматова Б.М., Кан С.Д., Акбергенова С.А., Алиева З.М.
Новый приток преподавателей-пианистов, имеющих за своими плечами многолетний опыт работы, связан с объединением РСМАЛ им. Успенского с музыкальным колледжем им. Хамзы. Это такие педагоги, как Каримова Ф.С., Садыкова З.С. Таким образом, отдел представляет собой слаженный коллектив из 15 высокопрофессиональных педагогов, более 95% из них имеют первую и высшие категории. Отдел на протяжении 20 лет бессменно возглавляет Кадырова Х.Н.
Следует отметить, что важнейшим фактором, способствующим успешному развитию музыкально-исполнительских данных учащихся, безусловно, следует считать правильную организацию учебного процесса, планирование учебной работы и обоснованный выбор репертуара. Одной их основных форм планирования занятий в классе ОКФ является составление индивидуальных планов для каждого учащегося на полугодие. Так, в индивидуальный план педагог включает ряд разнохарактерных по форме и содержанию произведений зарубежной, русской, советской и узбекской классики, а также произведения современных композиторов. В работе над репертуаром педагог ставит разные задачи, связанные со степенью освоения музыкального произведения. Так, в первое полугодие обязательную экзаменационную программу составляют пьесы полифонического жанра и этюды. Во втором полугодии им на смену приходят произведения крупной формы и пьесы. Обязательным на экзаменационных прослушиваниях является исполнение ансамблевой пьесы. Параллельно работе над экзаменационной программой, ведется работа над произведениями, целью которой является ознакомление с ними в классном порядке. В этом случае педагог обращает внимание на основные характеристики музыкального произведения и ставит своей основной целью расширение общего музыкального кругозора, улучшение навыков читки с листа и самостоятельной работы.
С учетом значительного расширения контингента учащихся, связанного с реорганизацией музыкального колледжа им. Хамзы, поступлением в РСМАЛ им. Успенского одаренных детей, являющихся победителями городских, областных и Республиканских конкурсов, перед отделом возникают новые задачи. В силу целого ряда обстоятельств, данный контингент учащихся отличается по уровню общей музыкальной подготовки и владению навыками игры на фортепиано. В этом случае особое значение обретает возможность дифференцированного подхода к обучению. Это – учет степени музыкальных способностей и других индивидуальных данных, а также подбор репертуара, связанного со специальностью каждого ученика. В связи с этим, следует отметить большую работу над составлением Рабочей программы отдела ОКФ для исполнительских отделений, проведенную в 2012 году педагогом Осипянц И.Э. совместно с заведующей отделом Кадыровой Х.Н., а также Новой программы для учащихся лицея отдела ОКФ, которая была составлена Осипянц И.Э. и одобрена в том же году Министерством Народного Образования РУз. В репертуарном списке Программы представлены все разделы для каждого курса: этюды, полифония, пьесы, крупная форма, ансамбли, охватывающие разнообразные музыкальные произведения, подбор которых производился с учетом современных требований.
С учетом жесткого лимита времени – 1 академический час в неделю (исключение составляют учащиеся младших классов духового отдела, проживающие в интернате, для которых был добавлен дополнительный час занятий) и высокими требованиями, предъявляемые к качеству овладения инструментом, перед педагогами отдела стоит большая работа над постоянным совершенствованием учебно-педагогического процесса, методами и приемами работы. В этом плане ведется интенсивная работа. Это – методические сообщения, охватывающие весь спектр исполнительского процесса. В их числе можно отметить такие, как: «Работа над полифонией на примере 3-х голосной инвенции И.С.Баха с-moll» педагога Кан С.Д.; «Работа над пьесой Г.Мушеля» педагога Осипянц И.Э.; «Общие основы музыкальной психологии Р.Кадырова» педагога Михайловой В.В.; «Педагогический анализ сонат Д. Чимароза» педагога Акбаровой С.Ч.; «История музыкального воспитания учащихся» педагога Каримовой Ф.С.
Важную роль играют проведения открытых уроков и взаимопосещений педагогов отдела, которые также являются хорошо зарекомендованной и апробированной формой совершенствования мастерства каждого педагога. Особую роль в этом процессе играет преемственность поколений и передача своего мастерства от признанных педагогов более молодым специалистам.
На протяжении многих лет отдел ОКФ ведет активную творческую деятельность, одной из сфер которой является проведение конкурсов на лучшее исполнение этюдов, произведений крупной формы, пьес и т.д. С целью поощрения учащихся, налаживанию более тесного и контакта с родителями, на отделе ОКФ совместно с сотрудниками и руководством интерната были организованы отчетные концерты для родителей, которые проводятся каждые полгода в Малом камерном зале. Трудно переоценить значимость данных мероприятий, на которых ребятам дается возможность сыграть на рояле в присутствии большого количества слушателей. Всеми педагогами был отмечен возросший интерес к подобным концертам как со стороны учащихся, так и их родителей. Данная форма учебно-воспитательной работы, как показывает практика, дает свои значительные результаты, как в области повышения интереса учащихся к данному предмету и, соответственно, повышению качества их исполнительского мастерства, так и к более четкому пониманию самих родителей специфики и требований музыкального образования в целом.
Также в этом плане хочется отметить и работу педагога Ахраровой Л.И., которая проводит такие концерты в рамках учащихся своего класса уже на протяжении 25 лет.
В числе одного из направлений творческой работы педагогов отдела ОКФ являются и шефские концерты, проводимые во внеурочное время. Среди уже постоянных слушателей можно назвать курсантов и военных-педагогов Ташкентского Высшего Общевойскового Командного Училища (в концертах принимали участие учащиеся педагогов Михайловой В.В., Хусановой М.Г.); часто выступают со своими концертами учащиеся классов педагогов Рустамовой Г.Н., Михайловой В.В., Хусановой М.Г., Караматовой Б.М. в школе-интернате № 103 для слепых и слабовидящих детей; выступают с шефскими концертами учащиеся наших педагогов в ДМШИ №№ 1,2,4,11, 23 города Ташкента.
В числе одного из направлений многогранной работы педагогов можно отметить и научную деятельность, которую совмещает со своими основными трудовыми буднями педагог отдела Караматова Б.М. Так, в 2010г. она имела честь работать в Международном проекте ЮНЕСКО «Художественное образование в странах СНГ: развитие творческих возможностей в XXI веке» в качестве заместителя руководителя рабочей группы национальных экспертов. В рамках выполнения этого проекта она принимала участие в Первой Региональной встрече экспертов с международным участием в Минске (2010г.). Она является автором ряда научных статей, касающихся проблем музыкального воспитания, в том числе, вышедшей за рубежом статьи о выдающемся педагоге, много лет проработавшей в РСМАЛ им. Успенского – «Тамара Афанасьевна Попович: грани творчества». Статья Караматовой Б.М. «Театр Движения ЛИК: искусство и милосердие» была удостоена диплома победителя конкурса «Нафосат», организованного Международным общественным фондом «SharqAyoli». В настоящее время она является докторантом-соискателем Института Искусствознания Академии Наук Республики Узбекистан и ведет свою диссертационную работу по теме «Художественное образование и формирование творческого потенциала национального искусства Узбекистана».
Постоянная работа педагогов над повышением своей профессиональной квалификации, грамотная организация всего учебно-педагогического процесса способствовали значительному повышению уровня профессиональной подготовки учащихся и качества их исполнительского уровня по предмету ОКФ. Подтверждением этого являются победы наших учащихся на Международных конкурсах. Так, в 2013 году учащийся 2 класса БахтиеровШерзод получил 3 место на конкурсе «Internetmusiccompetition» в Сербии в номинации фортепиано. На следующий год, на том же конкурсе Шерзод стал обладателем диплома второй степени уже по двум номинациям – соло на фортепиано и дуэт (партия ф-но) совместно с СумбульСарпом. Оба учащихся учатся в классе педагога Осипянц И.Э. В 2014 году на этом конкурсе 3 место завоевал ученик 2 класса ШухратовОтабек( класс Кадыровой Х.Н.) Целую серию дипломов получили Тутунджан Арсен (4 класс) и Тутунджан Мария (3класс) в ряде международных конкурсов, таких, как: Всероссийский конкурс «Вехи великих побед» (2014г.); «Веселое детство» (2014г.); дипломы 1 степени ребята получили за участие во Всероссийском творческом конкурсе «Весеннее вдохновение» (2014г.) Особое место в этом ряду занимает Интернет-проект «Диалог культур», проводимый при поддержке Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по делам национальностей, где наши учащиеся были отмечены почетными дипломами второй степени и где их педагог – Михайлова В.В. – была отмечена Благодарственным письмом от имени Председателя Комитета СафаралиеваГаджиметКаримовича.
В целом, подводя итоги многолетнего и кропотливого труда педагогов отдела ОКФ, следует отметить благоприятную, творческую атмосферу в небольшом, но слаженном коллективе, что позволяет совместными усилиями ставить и решать все новые задачи в деле совершенствования и подготовки высокопрофессионального музыканта.