На протяжении почти семидесяти лет своего существования Республиканский специальный музыкальный академический лицей им. В. А. Успенского играет большую роль в развитии музыкального искусства Узбекистана. Открытый в 1939 г. как специальная школа-десятилетка при Ташкентской госконсерватории он стал прочным фундаментом профессионального детского музыкального образования в республике. Первым руководителями школы были директор ТГК, заслуженный деятель искусств Узбекистана, профессор А. С. Лисовский и его заместитель по научной работе, профессор Ф. М. Меринг.

В годы 2-й мировой войны в Ташкент эвакуировалась Ленинградская консерватория вместе со своей музыкальной школой-десятилеткой. Рядом с ташкентскими ребятами занимались дети, приехавшие из разных городов нашей многонациональной Родины. Пополнился и состав педагогов. Это были приехавшие из Киева, Москвы, Ленинграда профессора: пианисты К. Н. Михайлов, А. Г. Руббах, скрипачи Д. С. Бертье, Л. А. Этигон, композитор Л. Н. Ревуцкий. В 1942 году был назначен первый директор школы. Им стала О. С. Поликарпова – выпускница Ташкентской консерватории, директором школы была до 1960 года. Ее сменила

 

direktor_1.jpg

Директор школы Ирма Гулямовна Юлдашева(1960-90).

И. Г. Юлдашева, которая руководила школой на протяжении 30 лет.

В 1943 году в жизни школы произошло важное событие: ее воспитанники участвовали в Декаде литературы и искусства среднеазиатских республик в Москве. Это были пианистки М. Ашрафи, Д. Джахангирова, гобоист У. Кенджибаев, кларнетисты К.Азимов, И. Кулдашев, флейтист И. Садулов, валторнист Р. Ибрагимов. Среди школьников, участвовавших в таких декадах в 50-х годах, пианисты А. Аковбян (класс Я. Г. Лисовской), В. Камилов (класс проф. А. В. Бирмак), Д. Мирсагатова (класс Е. Г. Мовсесянц), Э. Нуралиева (класс доц. Л.Б.Шварц), скрипач В.Юденич (класс В. А. Беленького), фортепианный ансамбль А. Аковбян-Г. Мусина-С. Цой-Г. Юсупова (педагоги – заслуженные учителя УзССР Я. Г. Лисовская и К. М. Успенская), ансамбль скрипачей.

В апреле 1945 года консерватория и школа вернулись в свое прежнее помещение по улице Пушкинской, 31. Материальное положение школы в послевоенное время было крайне тяжелым. Единицами исчислялись учебные и письменные столы, музыкальные инструменты, десятками – стулья и даже экземпляры нот в библиотеке. Коллектив в 40-х годах пополнился новыми учителями, которые впоследствии долгое время работали в школе и высоко подняли уровень профессиональной подготовки. Это В. А. Беленький, Н. Е. Будылина, С. М. Вульбрун, Ф. И. Гецонок, О. Я. Гринберг, Г. Н. Дубровская, В. И. Каракес, И. Н. Карелова, Р. Л. Левинзон, А. М. Литвинов, Ф. М. Мариенгоф, А. В. Морозов, Ф. И. Неговелов, А. В. Никишин, Н. Е. Повер, М. И. Полянская, У. Р. Ризакулов, А. Е. Соловьева, Е. К. Степанова, Н. К. Степанова, К. М. Успенская, М. М. Хайков, Ю. И. Хуршудова, Н. И. Черниловская, Л. Б. Шварц, Н.И.Штейн и другие. В послевоенные годы в школе работали зав.кафедрой специального фортепиано консерватории А. В. Бирмак, зав. кафедрой оркестровых инструментов М. Б. Рейсон, замечательные пианисты В. И. Слоним и 3. Ш. Тамаркина, доцент Ш. И. Рохлина.

portret_3.jpg

А.Е.Морозов, У.Р.Ризакулов, В.А.Беленький.

Занятия в школе шли только по специальному циклу. Все групповые занятия – оркестр, хор, камерный ансамбль – проводились в воскресные дни.

В 1949 году школа отметила свое первое десятилетие. На юбилейном концерте выступил сводный оркестр, в котором ученики играли вместе с бывшими выпускниками. Дирижировал В. А. Беленький. На концерте присутствовал известный музыкант-композитор М. Ф. Гнесин. Он дал высокую оценку оркестру, особенно отметив исполнение “Детской симфонии” Гайдна. Такие совместные концерты с участием выпускников разных поколений стали потом традиционными.

В том же 1949 году школа получила имя В. А. Успенского – замечательного музыканта, композитора и И.Н.Карелова, Ю.И.Хуршудова. этнографа, одного из первых собирателей и исследователей традиционной музыки народов Средней Азии .

portret_2.jpg

И.Н.Карелова, Ю.И.Хуршудова.

Начиная с 50-х годов в городах и районных центрах Узбекистана были открыты музыкальные школы, во всех областных центрах – музыкальные училища, музыкальные факультеты при педагогических вузах. Теперь специальная школа смогла постепенно отказаться от обучения любителей музыки и сконцентрировать свои усилия на подготовке профессиональных кадров. Начала меняться структура нашего учебного заведения. Помимо фортепианного и оркестрового отделов возникли новые – теоретический (1953), дирижерско-хоровой (1957), камерного ансамбля (1964). В 60-х годах был создан струнный оркестр, он сложился в высокопрофессиональный коллектив. Его руководителем стал отличный музыкант, педагог и воспитатель В. А. Беленький. Многие музыканты, такие как Д. Кабалевский, А. Хачатурян, М. Ашрафи, Б. Зейдман, В. Слоним с признательностью и теплотой отзывались о школьном оркестре и о его руководителе. Школьный оркестр – первый исполнитель в Ташкенте многих произведений И. С. Баха, скрипичных концертов Вивальди, “Маленькой ночной серенады” Моцарта, а также произведений узбекских композиторов, в том числе Г. Закирова, Г. Мушеля, Ф. Назарова, Г. Сабитова, М. Хаджиева. Маленькие музыканты выступали по радио и телевидению, играли в Андижане, Бухаре, Намангане, Самарканде, Фергане, Чирчике.

orkestr1.jpg

Симфонический оркестр школы под управлением В.А.Беленького, 1974 г.

Значительно возросла роль школьного хора. Им долгие годы руководила Ю. И. Хуршудова, она же была и инициатором создания дирижерско-хорового отдела. Хоровые коллективы нередко выступали на ответственных концертах с новыми произведениями композиторов Узбекистана. Хор пел в залах консерватории, филармонии, на юбилейных концертах по радио и телевидению. Дальнейшему профессиональному росту школьного хора способствовала деятельность талантливых педагогов – доцента Ташкентской консерватории А. Б. Васильевой и ее ученицы, руководителя хоров средних и старших классов Н. Л. Клоц. Позже были организованы хоры младших классов, в том числе хор мальчиков (руководители – Г. М. Камалова, Н. П. Ильенко).